Мало того, по мнению Фарах, верно не только утверждение,
что бедность разрушает мозг, но и то, что разрушенный этой бедностью мозг не
дает человеку возможности вырваться из бедности.
Фарах заинтересовалась связью между социально-экономическим
статусом и когнитивными успехами детей, когда пользовалась услугами нянь,
которые были беднее и хуже образованны, чем она.
"Их дочери и сыновья, племянницы и племянники начинали
жизнь явно с таким же потенциалом, как моя дочь и ее друзья, - пишет Фарах. - Но
шли годы, и я видела, что их пути расходятся".
"Мне показалось, что у детей в слоях с низким и
средним социально-экономическим статусом совсем иное представление о
мире", - отметила Фарах. В результате нескольких экспериментов на проверку
когнитивных функций - языка, памяти и визуальной обработки - она обнаружила,
что дети с низким социально-экономическим статусом показывали худшие результаты
по сравнению с детьми со средним социально-экономическим статусом.
Исследования также показали, что IQ - способ оценки интеллектуальных
возможностей - в той же степени зависит от обстановки, что и от генетики. |