.
В основе концепции программы лежит научное положение А.В. Запорожца
о роли социальных эмоций в нравственном воспитания детей. Отмечается, что
нередко ребенок дошкольного возраста игнорирует требования педагога не потому,
что не хочет или не знает, как их выполнять, а потому, что не ориентируется на
состояние окружающих людей, не учитывает их интересов и желаний. Напротив,
установление в группе определенных жестких правил поведения и формальное
выполнение их ребенком являются лишь внешним организующим фактором его
поведения, и не означают понимания дошкольником их нравственной ценности.
Только постепенное осознание ребенком личной значимости поступков способствует
воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам,
испытывающим эмоциональный дискомфорт, а также умению действовать в интересах
других, воздерживаться от эгоистических проявлений. В программе
определены главные условия, обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у
детей гуманных чувств и отношений:
· особая роль педагога как организатора жизни
детей в группе детского сада;
· уважительное общение педагога с ребенком;
· удовлетворение потребности каждого ребенка в
общении с воспитателем;
· организация совместной содержательной
деятельности детей, направленной на достижение общего результата;
· создание в группе обстановки эмоционального
комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения
каждого ребенка в группе сверстников. Программа имеет возрастной
принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у
детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы
последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их
усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при
учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку. Во
второй младшей группе основным содержательным компонентом воспитания является
формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального
неблагополучия сверстника, а в методических рекомендациях раскрыты методы и
приемы, позволяющие педагогу в наглядной форме демонстрировать поступки,
отражающие отзывчивое отношение детей к нему. В средней группе
ведущей задачей становится развитие обобщенных представлений о проявлении
сочувствия к сверстнику, способности проникать в его эмоциональное состояние,
что побуждает к взаимному адекватному поведению. Методические приемы направлены
на формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в
соответствии со складывающейся ситуацией, а также на осознание моральных норм,
понимание их справедливости и личной значимости. В старших группах
детского сада (старшая и подготовительная) центральной задачей становится
формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной
деятельности детей, наиболее существенной стороной которой является
общественная устремленность. Методические приемы раскрывают, как обеспечить
каждому ребенку возможность реализовать свои желания и интересы, как
способствовать формированию у детей дружеских отношений, а также
социально-общественных качеств, основанных на уважении друг к другу.
Программа обеспечена методическими рекомендациями. Целесообразно
также использовать следующие пособия: 1. Буре Р.С. и Островская Л.Ф.
Воспитатель и дети. М, Ювспта, 2001. 2. Буре Р.С. Этические беседы с
детьми дошкольного возраста. Серия картин с методическими указаниями. Готовится
к выпуску издательством "Детство-Пресс". СПб. (2002). |