Она
реализует важнейший принцип гуманистической педагогики - диалога взрослого и
ребенка, детей между собой, педагогов друг с другом, педагога с родителями.
Являясь образовательной программой нового поколения, "Истоки"
отражает непреходящее значение дошкольного детства, как исключительно важного,
базового периода для последующего развития человека. Основная цель
программы - формирование разносторонне развитой личности в возрасте от рождения
до 7 лет, ее универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня,
соответствующего возрастным возможностям ребенка; обеспечение для каждого
ребенка равного старта развития; сохранение и укрепление здоровья. Основу
программы составляют концепция психологического возраста как этапа развития
ребенка, имеющего свою структуру и динамику, а также научное положение А.В.
Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, взаимосвязи всех его
сторон. В соответствии с этим подходом в программе выделены следующие
возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний
возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный
возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная
периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции,
так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.
Периодизация не предусматривает обязательного объединения детей в
разновозрастные группы. С учетом специфических условий работы можно
комплектовать группы дошкольного образовательного учреждения детьми как одного,
так и разных календарных возрастов в рамках единого психологического возраста.
Программа строится в соответствии с дидактическими принципами воспитания,
обучения и развития детей дошкольного возраста. Для каждого возрастного этапа в
программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное,
эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в
младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия
основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой
деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в
программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты
программы и ее содержание в целом. Раздел "Социальное
развитие" содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий
работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а
также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех
возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как
важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию
межличностных отношений. В разделе "Познавательное
развитие" выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по
расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире, развитию
умственных способностей, способов и средств познавательной деятельности и др.
Содержание раздела "Эстетическое развитие" рассматривается в единстве
формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития
средствами народного, классического и современного искусства. В основе этого
развития лежит формирование художественных способностей через детское
творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности. В
разделе "Физическое развитие" определены задачи, содержание и условия
педагогической работы, решение которых содействуют укреплению здоровья детей,
формированию правильной осанки, совершенствованию функциональных возможностей
детского организма, жизненно важных двигательных навыков, физических качеств.
В программе выделены новые, самостоятельные разделы
"Здоровье", "Речь и речевое развитие", "Мир, в котором
мы живем", "Природа и ребенок", "Культура быта" и
другие, которые ее существенно дополняют и обогащают. Так, в разделе "Здоровье"
отражены современные представления о здоровье ребенка-дошкольника, содержатся
примерные режимы дня в детском саду рекомендации по его организации. В
разделе "Речь и речевое развитие" в качестве основного средства
развития общения рассматривается диалог, подчеркивается особая роль
словотворчества и игр ребенка со звуками и рифмами. Цель раздела
"Мир, в котором мы живем" - формирование у ребенка чувства
принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности
событиям, происходящим в стране, городе, поселке. Задачи приобщения детей к
трудовой деятельности представлены в таких разделах программы, как "Мир, в
котором мы живем", "Природа и ребенок", "Культура
быта" и др. В программе "Истоки" выделено базовое и
вариативное содержание образования. В базовую часть, наряду с
задачами по каждому направлению развития ребенка, включены:
· характеристика возрастных возможностей детей;
· общие показатели развития;
· базисные характеристики личности;
· рекомендации по организации жизни детей в
дошкольном учреждении, созданию предметно-развивающей среды, сотрудничеству
детского сада с семьей, работе психолога в ДОУ. Вариативные подходы
к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия
педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки
содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского
сада. В приложении к программе даны факультативные разделы: "Обучение
второму языку", {(Компьютер в дошкольном учреждении", "Живой мир
природы в городе и ребенок", которые предназначены для ДОУ, работающих в
этих направлениях. Кроме этого, в приложении к программе содержатся образцы
планирования образовательной работы, предлагаются основные показатели развития
выпускника детского сада. Программа обеспечена методическими и учебными
пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (авт. Л.Н. Павлова), развитию
речи и речевого общения (авт. А,Г. Арушанова), обучению русскому языку
нерусскоязычных детей (ЕЮ. Протасова, Н.М. Родина), творческому конструированию
(авт. Л.А. Парамонова), физическому (М.А. Рунова), эстетическому развитию (К.В.
Тарасова, В.А. Петрова, Л.В. Пантелеева), экологическому (Н.А. Рыжова),
взаимодействию с семьей (Е.П. Арнаутова) и др. Список
опубликованных я готовящихся к изданию пособий приведен в конце программы.
Вместе с тем педагоги по своему усмотрению с учетом собственного
профессионального опыта и возможностей, ориентируясь на цели и заданные в
программе параметры развития ребенка, могут в процессе ее реализации творчески
использовать другие учебно-методические пособия. |