В
основе ее лежит идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс.
Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к
знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Система Занкова
охватывает лишь начальное звено обучения, исходя из того, что именно оно имеет
решающее значение. Целенаправленная работа над развитием внутреннего потока сил
и внешнего влияния - исходное положение системы. Не развитие памяти, внимания,
воображения, а общее развитие личности - ума, воли и чувств. В основу системы
легли разработки видного психолога Л.С. Выготского, суть которых заключалась в
том, что обучение не должно ориентироваться на уже созревшие особенности
детского мышления, а должно вести за собой развитие ребенка, Развитие
предполагает сотрудничество, именно такой характер должна носить помощь
взрослых - не прямая подсказка, а организация совместного поиска решения.
Система Занкова принимает каждого ребенка таким, каков он есть, видя в нем
человека со своими особенностями, складом ума и характера, учитывая, что
развитие ребенка идет неравномерно. Система охватывает не только классную, но и
широко поставленную внеурочную работу.
Принципы концепции - обучение
на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом,
ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над
развитием всех учащихся - и самых слабых, и самых сильных. Принципы действуют
только в комплексной системе обучения. Перенесенный в обычную программу принцип
более высокой трудности дал обратный результат - перегрузку. Система не
рассчитана на форсирование развития, но создает условия для пробуждения и
развертывания зреющих в ребенке сил. На развитие ребенка влияет только
интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным
переживанием. Чтобы пробудить самостоятельную мысль, вопросы ставятся в общем
виде, что побуждает детей мыслить. Проверка эффективности применения этой
системы обучения дает обнадеживающие результаты: уровень подготовки и развития
детей оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам. |