Представляет единую систему непрерывного художественного воспитания и
образования детей в возрасте от 2 до 10 лет. Преемственность между дошкольным и
начальными звеньями образования понимается как двусторонний процесс, при
котором на: дошкольной ступени образования формируются фундаментальные качества
личности ребенка, необходимые для успешного обучения в школе.
Программа соответствует общеразвивающим системам интегрированного
типа. Художественный труд детей рассматривается в ней как важнейшее средство
воспитания, развития интеллекта и духовно-нравственной сферы личности. Обучение
основывается на разработанных в отечественной педагогике и практике концепциях
эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование
художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием
представлении о родной природе, труде, быте, национально-художественных
традициях народа. На дошкольном этапе обучения значительное
внимание уделяется развитию:
· наглядно-образного, пространственного,
композиционного, колористического мышления;
· творческого воображения и творческих
способностей, самостоятельности;
· мелкой моторики рук. Главная
задача педагога детского сада, по мнению автора, состоит в том, чтобы
заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к
созданию разнообразных поделок, которые затем могут использоваться как на
занятиях, так и в творческих играх, оформлении театрализованных представлений,
помещений дошкольного учреждения, дома и др. Программа строится по
возрастному принципу, внутри каждой группы детского сада - по видам
художественной деятельности. В качестве основных способов освоения
действительности используются изобразительный, декоративный и конструктивный
(изображение, конструирование, украшение), а в качестве основных видов
художественной деятельности - рисование, лепка, аппликация, мозаика,
конструирование и моделирование (из бумаги, строительного, природного
материалов, готовых форм и др.). плетение, вышивание, работа с текстильными
материалами и др. Многие занятия проводятся по методу интегрирования, что
способствует решению комплекса дидактических, методических и воспитательных
задач. Художественный труд широко интегрируется с занятиями по ознакомлению
детей с изобразительным искусством, природой, по развитию речи, а также с
игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Основу содержания
программы "Художественный труд" в детском саду составляет
ознакомление детей с различными материалами и их свойствами (глина, пластилин,
бумага, нитки, веревки, фольга и др.), а также с доступными видами их
художественной обработки; знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе
которых дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические
навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира. В соответствии с
педагогическими задачами дети творчески воспроизводят образцы, создают
собственные поделки, обыгрывают их, переживая радость созидания.
Содержание программы для каждой возрастной группы детского сада
разделено по видам используемых материалов, выстроено в определенной
последовательности с нарастанием сложности выполнения технологического процесса
в соответствии с возрастными особенностями и по мере развития моторных умений у
детей, а также степенью сложности обработки материалов. В программе содержатся
общие указания по методике организации работы с детьми и классификация основных
видов занятий по художественному труду. Показателями эффективной реализации
содержания дошкольной составляющей программы являются высокий уровень общего
развития ребенка, эстетическое восприятие произведений искусства, положительное
отношение к окружающему миру, стремление к самостоятельной творческой
деятельности, овладение простейшими ручными операциями. Этот базис создает
необходимые условия и предпосылки для дальнейшего развития творческого
потенциала ребенка на более старших ступенях образования, а также для
ознакомления с основами художественных ремесел и элементами дизайна в начальной
и средней школе. Программа обеспечивается учебно-методическими
пособиями, публикация которых поэтапно осуществляется издательством
"ACT-ПРЕСС" В 2001
г. выпущено первое учебно-методическое пособие данной
серии "Сказочные поделки для малышей" (авт. Н.А. Малышева). Готовятся
к выпуску следующие два пособия автора "Волшебные поделки для
малышей" (4-5 лет) и "Чудесные поделки для детей" (5-6 лет).
(М.: ACT-ПРЕСС, 2002) Автор: Н.А.
Малышева
|