Ф.И.О. классного руководителя: Портнова Эльвира Владимировна
Курируемый класс: 8 А класс.
Стаж работы в качестве классного руководителя: 3 года.
Учебный предмет: учитель чувашского языка и литературы.
О себе и о воспитательной деятельности: Портнова Эльвира Владимировна родилась 24 июня 1980 года в деревне Оточево Моргаушского района Чувашской Республики. В 199 году, окончив 9 классов Оточевской ООШ, поступила в педагогический класс Калайкасинской школы. Успешно окончив его, Эльвира Владимировна в 1997 году поступила в Чувашский государственный педагогический униваерситет им. И.Я. Яковлева на факультет чувашкой филологии. С 2002 года работает учителем чувашского языка и литературы МОУ «Калайкасинская СОШ им. А.Г.Николаева» Моргаушского района ЧР.
Теоретической основой созданной мной воспитательной системы является педагогическая философия академика Игоря Петровича Ивано¬ва, его «Педагогика общей заботы» и концепция О.С.Газман «Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития».
И.П. Иванов разработал такую концепцию взаимодействия взрос¬лых и детей, которая вобрала в себя и развила все лучшие педагогические методы разных авторов. В ней все направлено на создание отношений то¬варищеской заботы друг о друге и окружающем мире, на творческое развитие личности каждого участника этих отношений, на улучшение себя и окружающей жизни через полезную деятельность.
Уникальность этой концепции в том, что она одинаково хороша и эф¬фективна для любого человека и коллектива. Именно принципы и методы концепции И.П. Иванова и создают комфортность воспитывающей среды.
Каковы же эти принципы?
Первый принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру. Забота является стержнем, на который «нанизывается» все остальное.
Второй - принцип совместной деятельности детей и взрослых (вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем).
Третий - принцип целесообразности (все делать с пользой).
Четвертый - принцип творческого отношения к делу.
Пятый - принцип «мажора».
О.С.Газман разработал уникальные правила для педагога, которые заключаются в следующем:
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети – носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание – диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
8. Доверяя – не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признавать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Методы выбранной нами концепции общедоступны, не вызывают практически никаких материальных затрат, но требуют больших душев¬ных сил. Поэтому, наверное, не каждый готов использовать эти «инстру¬менты» методы эффективно. К этим методам относятся:
- еженедельный анализ классного коллектива;
- уроки делового общения, которые направлены на развитие ученического самоуправления;
- так называемые, коммунарские сборы (деловые игры-путешествия, игры-зачеты, не реже одного раза в полугодие);
- еженедельные сборы классного актива.
Все это направлено на создание отношений товарищеской заботы, на предоставление каждому ребенку возможности раскрыть свои способности, на то, чтобы научить каждого анализировать явления и события, иметь свое мнение о них и уметь его отстаивать. А в целом на то, чтобы и каждый ребе¬нок с удовольствием и радостью ходил в общеобразовательную школу.
Если представить «Педагогику общей заботы» И.П. Иванова и «Педагогическую поддержку ребенка и процесса его развития» О.С.Газман деревом, то корнями такого дерева будет забота во всех ее проявлениях (о близких и далеких, о знакомых и незнакомых людях, о старших и млад¬ших, о Родине и т. д.); стволом - полезная деятельность; ветвями и лис¬точками - методы, приемы, «инструменты» концепции; а питательным соком для такого дерева будет творчество. Чем обильнее питание, тем больше будет появляться веток и листьев, тем толще ствол.
Поскольку сама Педагогика питается творчеством, она не может быть догмой, а напротив, требует творческого подхода к ней.