Резюме участника
Ф.И.О. классного руководителя: Шадрина Галина Александровна
Курируемый класс: 4 класс.
Стаж работы в качестве классного руководителя: 23 года.
Учебный предмет: учитель начальных классов.
О себе и о воспитательной деятельности: Шадрина Галина Александровна родилась 12 апреля 1959 года в деревне Калайкасы Моргаушского района Чувашской Республики. В 1974 году, закончив 8 класс Калайкасинкой школы, поступила в Канашское педагогическое училище. С 1978 года работала Хорнойской ООШ и Шатрикасинской ООШ Моргаушского района. С 1985 года начала работать учителем начальных классов Калайкасинской средней школы. В этом же году поступила в Чувашский педагогический институт им. И.Я.Яковлева и успешно закончила в 1991 году.
Диагностика показывает, что у детей к концу 4 класса уже сформированы понятия истины, добра и красоты, они стремятся следовать нормам культурной жизни, но этого пока мало для того, чтобы говорить о сформированном образе жизни, достойной Человека. Таким образом, появляется потребность в систематизации воспитательных аспектов. Отчетливое осознание проблем и перспектив развития помогает более обоснованно избрать пути и способы дальнейшего развития классного коллектива. Складывается ситуация необходимого построения воспитательной системы класса как благоприятной среды для становления и проявления личности, способной самостоятельно строить свою жизнь, достойную Человека.
В двадцатилетнем опыте работы классным руководителем мною были использованы более десятка новых подходов и концепций воспитания. Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому мне, как классному руководителю начальных классов близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что я и попыталась сделать. Именно поэтому воспитательную систему в своих классах я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя - Н.Е.Щурковой. Под образом Человека (по Щурковой) понимается личность, способная строить жизнь, достойную человека. Что собой представляет эта личность?
Во-первых, человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть, первая составляющая цели воспитания - это интеллект ребенка. Вторая составляющая - нравственность, мораль, - это духовный стержень. И, наконец, творчество. Человек - существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. В итоге достижения личностью этого триединства она оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы - истина, добро и красота. Для реализации этих составляющих я ориентируюсь на то, чтобы сформировать у моих воспитанников потребность в самодеятельности.
Конечно, каждый классный руководитель должен понимать, что данные Концепции не инструкции к обязательному исполнению. Это мир мыслей, чувств и педагогической практики авторов. И если я вижу смысл в том, чтобы дети (воспитанники) мои уже в школьные годы отучались от бездумного существования и эгоизма, точно знали, как строить жизнь, руководствуясь принципами истины, добра и красоты, то именно поэтому и выстраиваю свою систему, опираясь на данные Концепции.